1. “Кто ты? Чей ты ребенок? Куда идешь? Как твое имя? Откуда ты пришел? О дитя!
Я хотел бы услышать ответы на эти вопросы”. Так сказал Шри Шанкарачарья мальчику, и
Хастамалака ответил нижеследующее.
2. Я – ни человек, ни бог, ни якша, ни брахман, ни кшатрий, ни вайшья, ни шудра, ни
брахмачарин, ни домохозяин, ни живущий в лесу, ни санньясин, но Я – только чистое Со-
знание.
3. Подобно тому, как Солнце является причиной всех действий в мире, так же и Я –
везде присутствующий, сознающий Атман, – являюсь причиной деятельности ума и про-
явлений чувств. Опять-таки, подобно тому, как эфир является всепроникающим, но ли-
шённым каких-либо особых качеств, так же и Я свободен от любых качеств.
4. Я – сознающий Атман, всегда присутствующий и связанный со всем, так же как
жар всегда связан с огнем. Я есть то вечное неразличимое, непоколебимое Сознание, бла-
годаря которому не обладающий чувствительностью ум и чувства действуют, каждый по-
своему.
5. Я – тот сознающий Атман, от которого зависит эго, подобно тому, как изображение
в зеркале не является независимым от того, что отражается.
6. Я – бескачественный, сознающий Атман, существующий даже после угасания буд-
дхи, подобно тому, как предмет продолжает оставаться таким же даже после устранения
зеркала, в котором он отражается.
7. Я – вечное Сознание, существующее отдельно от ума и чувств. Я – ум ума, глаз
глаза, ухо уха и т. д. Я – непознаваем умом и чувствами.
8. Я есть вечный, одинокий, сознающий Атман, отражаемый в различных интеллек-
тах, подобно тому, как солнце отражается на поверхности различных водоемов.
9. Я – единственный, сознающий Атман, освещающий все интеллекты, подобно тому,
как солнце одновременно освещает все глаза так, что они воспринимают объекты.
10. Только те глаза, которым помогает свет солнца, способны увидеть предметы, а не
иные. Источник, от которого солнце получает свою силу, – это Я Сам.
11. Подобно тому, как отражение солнца на неспокойных водах кажется разорван-
ным, а на спокойных – видится совершенным, так же и Я, сознающий Атман, не распо-
знаюсь в возбужденных интеллектах, хотя в успокоенных Я блистаю отчетливо.
12. Подобно тому, как глупец думает, что солнце исчезло навсегда, когда оно скрыто
плотными тучами, так же и люди думают, что всегда свободный Атман связан.
13. Подобно тому, как эфир – всепроникающ и не затрагивается воздействием, так же
и вечно сознающий Атман проникает всё, не будучи задет тем или иным образом. Я есть
тот Атман.
14. Подобно тому как прозрачный кристалл принимает черты своего фона, но никак
при этом не меняется, а также подобно тому, как неподвижная луна при её отражении на
неспокойных водах кажется волнующейся, так же и с Тобой, Всепроникающий Бог!
Отец мальчика от чуда этих слов лишился речи. Но Ачарья сказал ему: “Он стал тво-
им сыном из-за своего незавершенного тапаса. Такова твоя счастливая судьба. В этом ми-
ре он не принесет тебе никакой пользы. Позволь ему остаться со мной”. Шанкара попро-
сил отца вернуться домой и, взяв мальчика с собой, продолжил путь.